TY - JOUR TI - Российская школа в период пандемии COVID-19: эффекты первых двух волн и качество образования T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - школьное обучение KW - образовательное неравенство KW - потери в обучении KW - образовательные результаты KW - читательская грамотность KW - естественнонаучная грамотность KW - COVID-19 KW - социально-экономическая композиция класса KW - региональные мониторинги AB - Чабан Татьяна Юрьевна — начальник отдела мониторинга качества образования Красноярского краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования». E-mail: chaban@coko24.ru  Рамеева Роза Сергеевна — начальник информационно-аналитического отдела Красноярского краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования». E-mail: rameeva@coko24.ru  Адрес: 660062, Красноярск, ул. Высотная, 9. Денисов Илья Сергеевич — стажер-исследователь Центра психометрики и исследований в образовании Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: idenisov@hse.ru  Керша Юлия Дмитриевна — младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ. E-mail: ykersha@hse.ru  Звягинцев Роман Станиславович — младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ. E-mail: rzvyagincev@hse.ru (контактное лицо для переписки)  Адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10.  Имеющиеся данные о влиянии пандемии COVID-19 на качество общего образования противоречивы: в некоторых странах фиксируется довольно сильное снижение образовательных результатов, в то время как в других потери в качестве образования отсутствуют. При этом более чем в половине из проведенных исследований получены свидетельства усиления образовательного неравенства в период пандемии. В данной работе оцениваются эффекты пандемии с использованием данных регионального мониторинга всех учащихся 4-х, 6-х и 8-х классов в школах Красноярского края в 2019 и 2021 гг. Тестирования в 4-х и 6-х классах по читательской грамотности, а также в 8-х классах по естественнонаучной грамотности подтвердили удовлетворительные характеристики качества инструмента, использованного для регионального мониторинга. По результатам многоуровневого регрессионного анализа установлено, что показатели функциональной грамотности «пандемийной» когорты учащихся значимо ниже при контроле контекстных характеристик для всех, кроме четвероклассников. В области естествознания снижение баллов оказалось наибольшим. Не обнаружено связи масштаба потерь в функциональной грамотности с показателями социально-экономической композиции класса. Полученная учителями возможность проводить онлайн-уроки не стала фактором, повышающим образовательные результаты учащихся во время пандемии. AU - Т. Ю. Чабан AU - Р. С. Рамеева AU - И. С. Денисов AU - Ю. Д. Керша AU - Р. С. Звягинцев UR - https://archive_vo.hse.ru/2022--1/576223502.html PY - 2022 SP - 160-188 VL -